Не так давно я наконец полностью от начала до конца посмотрела рок-оперу Моцарт, а позавчера была на их концерте в Ледовом. *ЭМОЦИИ*
Какой все-таки красивый и грустный исторический парадокс: тысячи историй о гениальном мальчишке, покорившем музыкальный мир, о его свете, к которому не подобраться, с которым не сравниться, сколько ни бейся, сколько драм о бесплодных мучениях и зависти прилежного и терпеливого, талантливого композитора - но какой талант сможет сравниться с ослепительным гением? Искра, не прилагающая усилий, звучащая, как дыхание, притягивающая к себе - что против нее человеческая воля, мятежная, порочная, страстная, но все-таки человеческая, и все равно проигрывающая в итоге.
Эта история - об этом же, и у Сальери там какие-то три с половиной песни, но по иронии именно эти песни внезапно затмевают все арии Моцарта и неожиданно для всех - делают оперу. Они становятся ее визитной карточкой, хитами, маленькими шедеврами. Сальери превосходит Моцарта столько лет спустя, и последняя ария (да и вся опера), по сути, об одном и том же. Апполон и Дионис в апофеозе на сцене рядом и, по слухам, при всех целуют руки друг другу. Человеческая искра ставится наравне с божественной и получает, наконец, свое заслуженное признание.
А о понимании между этими двумя, с которым ничего не сравнится, и о боли Сальери, который встретил единственного в жизни человека, равного себе, чтобы его погубить, я думаю, много написано и без меня.
Восторг, чистый восторг.