Со вчерашнего дня в голове крутились обрывки информации, из которых очень хотелось соорудить пост. Добротный такой, информативный, познавательный пост об особенностях древнерусской литературы и иже с ними. Но, перечитав свои путаные записи, я пришла к выводу, что красивым и выверенным пост точно не будет)
А по сему - получайте невзрачный и бессвязный!)
А пост я хотела соорудить из отрывков из лекции, которую читала нам вчера наша Монашка. Темой лекции были особенности древнерусской литературы, и всю ее я здесь приводить, естественно, не буду, а расскажу только о некоторых деталях, которые меня заинтересовали. И о тех оффтопом упомянутых мелочах, которые я наскоро записывала на полях. А мелочи весьма говорящие....


Итак, мелочь первая. Точнее, зацепившая меня деталь.
Для древнерусской литературы характерен монументальный историзм. Одной из его черт является буквальное восприятие времени.
Другими словами, в отличие от современного человека, житель древней Руси видел прошлое впереди себя, а будущее - позади. Собственно, в таком восприятии есть свой смысл, подчас более очевидный, чем наш нынешний. Прошлое мы видим? Видим. Значит оно где? Перед глазами, впереди. А будущее от нас скрыто, значит оно находится у нас за спиной. По этой причине во всех древнерусских произведениях прошлое находилось впереди любого причинно-следственного ряда, а будущее - позади. Так и представляю себе: "Что ждет Иван-царевича взади позади?

Второе. Мертвые души.
Тут, собственно, все очень стандартно и в рамках школьной программы.
При создании "Мертвых душ" Гоголь использовал один из принципов древнерусской литературы - монументализм, и повышенное внимание именно к динамике произведения. Гоголя интересует только движущийся герой, имеющий перспективы к развитию, то есть Чичиков. Остальные герои поэмы - застывшие, инертные, мертвые. Мертвые души. Таким образом, само название "Мертвые души" относится скорее к продающим души помещикам, чем к самим душам.
Но это больше для себя, потому что едва ли кому-то еще интересно))

Третье.
Древнерусской литературе свойственна орнаментальность.
В частности, большое количество метафор-символов. Все это очень размыто и не слишком ново, но меня зацепил один из примеров.
Лето - символ вечной жизни. Не только в древнерусской литературе, конечно. Но я это слышала впервые.
И здесь я позволю себе привести несколько строк из стихотворения  LWint, которое звучало у меня в голове всю прошедшую неделю. И буду очень надеяться, что она не рассердится на меня за такое своеволие)

"А ты обнажайся - до строчек и до скелета,
распятым растением, радостный и раздетый,
шагни за кромку разодранного рассвета.
там будет Лета.
за Летой - лето
."
(с) LWint



За Летой - лето? Как все-таки емко и метко сказано. Теперь я точно никогда не забуду этот оборот.


И, наконец, последнее. Курочка Ряба.
Проскользнула у нашей монашки фраза о скрытом значении русских народных сказок. Молчу про Герду, читающую псалмы, там я несколько не уверена в ее правоте. Но вот Курочка Ряба меня удивила.
По ее словам (Монашки, не Курочки), в украинской и белорусской вариантах сказки история падением золотого яйца не ограничивается - сюжет идет дальше с участием дьяка и попа, количество тревожных событий нарастает, как снежный ком, и заканчивается сказка падением колокольни с крестом. Здесь разбитое яйцо становится символом утерянного, утраченного знания, а упавшая колокольня - гибели привычных мировых устоев и конца света. Вот такая вот детская сказочка с совсем не детским смыслом.
Все-таки мы, наверное, действительно читаем все слишком рано. Иногда очень неожиданные вещи можно обнаружить, взглянув на детские истории взрослыми глазами.


Вот такие вот говорящие детали. На мой взгляд, довольно интересные.

Надо завести привычку заносить сюда интересные мысли, чтобы не забыть впоследствии))