Everyone you meet is fighting a battle you know nothing about.
Собиралась честно проваляться весь день в постели, в компании со Стоппардом и сериалами, но позвонила мама и вытащила на распродажи в Стокманн. Зато у меня теперь есть чудесная сумка и новая обувь. Обувь, кажется, из какого-то животного, потому что кот на нее весьма агрессивно шипит и пытается ненавязчиво выгнать со своей территории.
Я в принципе довольна, хотя несбывшегося валяния в постели все же немного жаль.
А вчера мы с Голубянкой ходили на выставку Шагала в Перинные ряды - и это что-то совершенно волшебное.
Вообще о Шагале до вчерашнего дня я знала всего-ничего - собственно, только те строчки из песни Белой гвардии, что "помнишь, был такой художник - Шагал. Он над городом полет рисовал..." И хотя даже сейчас я все еще очень мало о нем знаю, от выставки осталось что-то главнее - ощущение этого полета, волшебства и детства, что ли.
Тема выставки - библейский цикл Шагала - истории из Ветхого Завета, тоже своеобразное детство мира. Когда-то в детстве мне попалась в руки книга Юстейна Гордера "Рождественская мистерия" - по впечатлениям выставка напомнила мне ее - восприятие библейских преданий не как религиозных догм, а именно как чудес, сказочного волшебства. В сущности, та книга была лучшим, что я прочитала на тему Бога и христианства - я помню, как читала ее под одеялом с фонариком и замирала от ощущения прекрасной новизны и красоты того, что там происходило. С тех пор поклонение волхвов - мой любимый сюжет, кстати.
Вообще чудесное было время - раз в пару недель я отправлялась бродить между полок в городскую библиотеку и притаскивала домой совершенно разные книги, подчас старые и редкие, каких и не найдешь уже нигде, кроме провинциальных детских библиотек. Чего только я тогда не перечитала - от всевозможных сказок и фантастики до исторических романов и ужастиков.
А начинала я говорить о Шагале, так вот - его библейские образы напомнили мне одновременно калейдоскоп и рисунки на песке - его фигуры текучи, кажется - одно движение, и картинка поменяется, неуловимо переплетутся линии и зеркально отобразятся оттенки. В картинах Шагала нет завершенности, и всегда есть простор для воображения - меня не покидало ощущения, что они перемигивались за моей спиной, синие ослики шевелили ушами, и перелетали в другой угол картины птицы. Наваждение дополняло звуковое сопровождение, и даже запахи. Особенно поражает разнообразие и яркость цветов - настоящий калейдоскоп, радостная чистота красок молодого мира, зари времен. У него такие глубокие синие тона, что хотелось окунуться в них, как в море, и такие живые зеленые, я, кажется, нигде таких не видела.
В его картинах много скрытого движения и детского восторга, они не статичны. Если это целиком и полностью еврейское искусство, как сказали надписи на стендах - я люблю еврейское искусство.
Петербуржцы, кто еще не был, обязательно сходите. Это чудо что такое.

@темы: Будни кактуса, калейдоскоп, amore mare