понедельник, 04 января 2016
Я знаю, это провал. И если в первой половине года я еще что-то ухитрялась читать, в том числе иногда рассказы и журналы (в списке их не будет, само собой, но я в процессе чтения Trigger Warning Геймана, всяких рождественских немецких сборников и нескольких номеров Intelligent Life и Der Spiegel), то после переезда в Чехию все завертелось с такой скоростью, что я учебные-то статьи иногда успевала читать только бегло и с неимоверным усилием сквозь слипающиеся веки. Такое случается, когда вы пытаетесь совместить интенсивную учебу, поездки и не пропускать встречи с друзьями. Собственно, вот и результат. Проблема (ну или как посмотреть) еще и в том, что я достаточно медленно читаю, - то есть я запоминаю иногда дословно целые отрывки и цитаты, всегда могу узнать текст по паре строчек, но и времени уходит... больше, чем у других, возможно. Ну еще я читаю в основном на английском и немецком языках сейчас, это тоже получается дольше, чем если бы я читала на русском.
Я знаю, все оправдания не отменяют того факта, что я ленивая задница и с каждым годом читаю все меньше. 1. John Green - Looking for Alaska1. John Green - Looking for Alaska
У Грина отлично получается исполнять самим же им сказанную в интервью мантру: Only if something is constructed, doesn't mean it's not real. Его герои, при том, что они именно книжные герои, до восторга (читательского, естественно) реальны. Но если в "Виноваты звезды", частично из-за темы, частично из-за своеобразного течения сюжета, это иногда становилось слишком заметно, подчас даже болезненно, то "В поисках Аляски" - прекрасна именно как произведение. И герои, хоть и реальны, не сходят со страниц в твою комнату, чтобы ощутимо звездануть тебя острым книжным корешком куда-то в область сердца. Повествование разделено эксплицитно на две части по обе стороны водораздела - до и после, действие и противодействие, событие и осознание. Сложно сказать, какая из частей сильнее. Вместе же они составляют удивительно верное по смыслу целое: обряд успешной инициации героев в мир, как водится, через fucks and fuck-ups, потери и поиск ответов, к осознанию себя и других.
Очень понравилось.2. Anthony Pagden - The Idea of Europe2. Anthony Pagden - The Idea of Europe
Пожалуй, из всех семинаров, что у нас в этом семестре были, "Подходы к истории Европеизации" - самый интересный и в плане организации, и в плане содержания. И вместо традиционного эссе для зачета нужно написать рецензию на какую-нибудь умную книгу про судьбы Европы и политические конфликты. Надо сказать, книгу я выбирала практически методом тыка, и это мне в итоге аукнулось. "Идея Европы" - сборник мало связанных между собой эссе на восхитительно абстрактную тему аля "а есть ли эта Европа вообще, и если есть, то где, как, кто и зачем". С одной стороны, это довольно широкий и интересный по сути охват от скачущих по степям гуннов и гордых римлян до голландских республиканцев 17го века и сегодняшних мусульман. С другой - рецензировать это расплывчатое нечто будет офигеть как весело. Ну я looking forward, короче.
Больше всего понравилось эссе про образование в Средневековье. Чума, войны, ведьм на кол сажают, зато ученый из Мюнхена может поехать преподавать во Флоренцию. Профит.3. Donna Tartt - The Secret History3. Donna Tartt - The Secret History
Писать рецензии на хорошие книги сложно, на хорошие сложные книги - еще сложней.
"Тайную историю" делают необычайной книгой ее герои - шестеро студентов небольшого университета в Вермонте, образующих своеобразное закрытое общество, посвященное изучению классической античности и богемной жизни, полной дорогого алкоголя, книг и разговоров о вечном. Их история - затягивающая воронка, кружение в которой то переполняет бесстрашием и восторгом свободного падения, то вызывает клаустрофобию и тошноту. Один раз мне при чтении физически стало нехорошо, так что я знаю, о чем говорю. У каждого из них множество лиц, меняющихся вместе с призмой, через которую мы их видим, они и прекрасны запретной красотой саморазрушения, и отталкивают. Мне всегда казалось, что самые умные и глубокие люди должны быть или безразличными наблюдателями, или злодеями. На месте главного героя я бы бежала от них всех без оглядки. (Нет, на самом деле я бы сделала все, чтобы они заметили меня. Нет большего искушения, чем быть частью чего-то тайного и запретного, закрытого всем, кроме избранных. За одну эту принадлежность можно отдать многое.)
О сюжете можно прочитать в аннотациях, я только процитирую Пеготти: "Сначала придется узнать, зачем они убили Банни, а потом - как Банни убивает их". И это спойлер только до момента, когда вы откроете книгу.4. Tammara Webber - Easy4. Tammara Webber - Easy
Простуда может раздражать во многих отношениях, но чего у нее не отнять, так это абсолютного морального права лечиться самым девочковым и сопливым янг эдалтом. Я в этот раз выбирала придирчиво и избегала заведомо провальных вещей, и результатом в общем-то довольна - книжка приятная и ровная, без вампиров, антиутопических государств и ведер ангста.
Главная героиня с красивым именем Жаклин - студентка факультета музыки в обычном американском колледже, среди таких же разнообразных обычных студентов и повседневных событий, сеттинг прописан на совесть и читается с удовольствием. Что несомненный плюс, Жаклин на протяжении всего повествования не раздражает и не вызывает желания постучать ее головой о что-нибудь твердое, как Рэйчел из "Оси моего мира", о которой даже вспоминать страшно. Главный мальчик по сюжету работает в Старбаксе, за что был немедленно прозван мной латте-гаем. Latte is the new sexy, так-то. Забавно, что бедняга у авторши успевает крутиться на пяти работах и подработках, получать пиэйчди в универе, маячить где-то наподалеку в каждой главе, писать героине длинные электронные письма и в промежутках лелеять глубокую душевную травму. А, еще он рисует. Местами латте-гай производил впечатление то ли лоскутного одельяца из кучи разных людей, то ли бога тайм-менеджмента. В любом случае, от такого активного парня я бы и сама не отказалась, такой и ужин приготовит, и кота покормит, еще и эссе за меня бы написал небось. срочно нужен кто-то повесить мне зеркало!
Вообще, для пущей правдоподобности вместо навороченного байка парень должен был бы ездить на велике, вместо татуировок обладать веснушками и бородой, а вместо кота у него могла бы была жить игуана. Это был бы, правда, совсем другой роман.
Хотя нет, кота можно оставить. Кот клевый.5. Олег Рогозин - Тринадцатый отдел5. Олег Рогозин - Тринадцатый отдел
Это произведение я сначала даже не знала, куда отнести: по идее это слэш, а его я обычно за "книги" не считаю и читаю тайком и под покровом ночи, но в данном случае оридж написан в жанре городского фэнтези, слэша там не так уж много, и он вроде как не главное, и первую часть уже даже успели издать в каком-то маленьком издательстве, так что, пожалуй, заношу в список.
Вообще хороший вопрос, стоит ли "Отдел" считать слэшем - это не описание отношений ради отношений и уж тем более не описание однополого секса (хотя пара фривольных сцен есть), а именно что самостоятельное городское фэнтези с нетипичной любовной линией, хоть и не избежавшее некоторых загвоздок жанра (но об этом позже).
Из плюсов - очень качественная ткань сюжета, особенно во второй части - цепляет сразу и ведет за собой уверенно, как по ниточке. Под конец слегка занесло автора со всеми этими мудрецами и Шамбалой, но в целом очень неплохо, для изначально сетевого ориджа в особенности. (Там, кстати, есть момент, где один из героев буквально восклицает "Какая к хуям Шамбала?!", выражая, так сказать, мысли читателя. Так что я бы пожалуй еще отнесла к безусловным плюсам радостную самоиронию автора.)
Еще в романе очень гибкий язык повествования и небанальный подход ко многим, казалось бы, типичнейшим ситуациям. Главный герой (по совместительству студент-психолог) довольно живенько анализирует все происходящее вокруг него, и выводы его могут быть как неожиданными, так и внезапно спешными. Ну, то есть он в этом плане немного как Вольха Редная в Догеве, у него на все найдется ехидный комментарий и ментальный блокнотик, чтобы записать особенности нового вида борцов с паранормальными явлениями. Герои, они же борцы, кстати, прописаны очень даже рельефно и правдоподобно, хотя в существовании таких людей, как Игорь, я все-таки не уверена, уж очень он получился цельным, что ли. Одновременно глубоко чувствующим спасителем миров и валяющим дурака шутом, - взрывоопасное сочетание, если честно. Иногда создавалось ощущение, что автор перестарался, пытаясь избежать клише о трагических и загадочных героях с застарелой душевной раной. Ну да, трагический герой, обещающий своей сотруднице оторвать ей голову и засунуть в задницу, конечно, выбивается из привычного ряда, но не слишком ли?
Здесь таится главная загвоздка произведения - иногда оно слишком страдает огрехами непрофессиональной литературы. И ладно бы с нецензурными выражениями и прорехами в сюжете, этим-то многие романы страдают. Но для меня в "Отделе" почему-то самой большой проблемой стал слэш. Я вообще-то слэша не пугаюсь и иногда его почитываю, да и разницей в вострасте героев меня после Лавлесса не удивишь, но обычно в таких произведениях слэш остается слэшем, и на нем строится все повествование. Здесь же иногда типичные для слэшных фанфиков вставки подчас смотрелись, как у собаки пятая нога, - смешно и неловко. Может, конечно, это я такая консервативная (хаха), но смешение слэша и ткани сюжета не всегда казалось мне органичным. Как бы так объяснить: я вовсе не против гомосексуальной линии, даже скорее за, но вот откровенно фанфичные эпизоды впечатление слегка портили. Как говорит Мантихора "бабой ты был бы лучше". Или дженом.
Еще нужно сказать, что в произведении местами очень видно влияние других авторов - местами Фрая, тех же Дяченко, Лукьяненко. Ну этого в принципе трудно избежать, наверное.
В итоге мне скорее понравилось, чем нет, но автору еще есть куда расти и избавляться от пережитков фикбука. Вот у него вроде как пишется новый оридж, на этот раз дженовый. Будет интересно ознакомиться потом как-нибудь.6. М. и С. Дяченко - Ведьмин Век6. М. и С. Дяченко - Ведьмин Век
Перечитывала, и не совсем полностью - части про Дюнку пропускала. Пожалуй, из всего русскоязычного фэнтези, что я читала, у Дяченок получается самое психологически точное, а потому эффектное. "Ведьмин Век" я вообще нежно люблю за потрясающего Клавдия и их с Ивгой больную историю, чуть не закончившуюся натуральным пришествием сил зла и последующим адком. Мир, который Дяченко создают в своем романе, - и мрачный, и притягивающий, и такой до боли наш, что сердце сжимается.
И ты сам не замечаешь, как комкаешь бумажки, волнуешься и ныряешь вслед за героями в их книжную действительность. Туда, где ведьмы, горящий оперный театр, звенящий тревожным предчувствием далекий колокол и уже на грани ужаса, на грани смерти и конца - белые гуси, величаво спускающиеся по пологому берегу.7. М. и С. Дяченко - Ритуал7. М. и С. Дяченко - Ритуал
Спасибо Дяченко за то редкое ощущение полного погружения, когда на часах уже четыре утра, а ты все листаешь завороженно страницы и дышишь в одном ритме с героями. Этот роман у них - один из самых романтичных, но при этом он не теряет свойственной этому писательскому дуэту психологической остроты и достоверности: разве что углы чуть более сглажены, и сюжетная канва чуть упрощена - даже безобразная принцесса остается принцессой, в конце концов. Это один из лучших романов о взаимодействии разных людей, что я читала. И, конечно, о любви - с открытым финалом, через ошибки и собственные непоправимые заблуждения, через то, что никогда не возвращается, и тогда нужно отдать все, - и снова вернуть и вернуться.8. М.и С. Дяченко - Привратник8. М.и С. Дяченко - Привратник
Очень качественно и любовно выписанный "пилот" цикла со скитаниями, дорожными приключениями и искуплением собственного слепого максимализма. Очень хорошо ложится на переходную фазу из юношеского "я офигенен и все могу" во взрослое "кто я вообще такое и почему я такой убогий". "Шрам" читать пока не буду, но попозже обязательно.9. Lev Grossman - The Magicians9. Lev Grossman - The Magicians
Эта книга немного взорвала мне мир. С одной стороны, когда любимую детскую сказку с невероятным умом и талантом выворачивают наизнанку, - это страшно и пугающе. С другой - очень увлекательно. И, собственно, несмотря на то, что это трилогия, читать продолжения я пока не взялась, - мне банально страшно. Еще и потому, что помимо взорванного мира мне после прочтения прилетела едва ли не околодепрессия, ну или просто думать обо всем этом следовало бы меньше. В любом случае, то, о чем Гроссман пишет, вполне реально, и потому еще так пугает. Никто и ничто не сделает вас счастливыми, если вы не умеете сами. И взрослеть поэтому важнее внутри, а не снаружи. Такие дела.10. Fiona Rintoul - Leipzig Affair10. Fiona Rintoul - Leipzig Affair
Слегка зависла на этой книге летом, и начало у нее было очень многообещающее, а вот конец не порадовал совершенно. 11. Дина Рубина - Синдром Петрушки11. Дина Рубина - Синдром Петрушки
Никто не знал, а Рубина потрясающая. Первые пять страниц язык мне казался слишком уж насыщенным, он как будто проволакивал тебя через целую вереницу метафор и образов, совершенно сбивая с толку. Но потом внезапно пошло просто восхитительно, и я целых дней пять не могла оторваться. При этом не скажу, что особенно понравились именно герои - по-моему, лучше всего у Рубиной получились все-таки города, и истории, и куклы. Очень здорово.
12. Харуки Мураками - Страна Чудес без Тормозов и Конец Света.12. Харуки Мураками - Страна Чудес без Тормозов и Конец Света.
Конец Света прямо крут, но в некоторые моменты книжка была откровенно странная, ну для меня, по крайней мере.
@темы:
О литературе