Таки до 20 книг я в прошлом году не добралась, надеюсь, в этом году смогу!
Чего-то в жизни мне надо добиться, ну, иначе мой филфаковский диплом одной темной ночью полыхнет пламенем возмездия. По традиции принимаю советы и вопросы, приглашаю обсуждать и стыдить меня в комментарии и всех люблю.
1. Джон Апдайк - Гертруда и Клавдий1. Джон Апдайк - Гертруда и Клавдий
Нельзя просто так взять и перестать читать все про Гамлета! Каких я только переложений не читала, каких только постановок не смотрела, однажды даже сама играла Гертруду в любительской постановке. И не случайно Гертруда и Клавдий - одни из самых интересных для меня героев. (Это как-то связано со спектаклем театра на Фонтанке, где Клавдия играл Александр Строев).
Книжка небольшая по размеру, но содержание увлекательное, и есть у повествования такой полусказочный флер, особенно в первой части о юности, свадьбе и молодых годах Геруты. Там низко гудят в ставнях холодные северные ветры, скрипят голубые снега и чисто звенят колокольчики на поясе новобрачной. Там живы легенды и полуязыческие обычаи датского двора короля Рёрика, и даже как-то забываешь, что это просто талантливая стилизация, а не оригинальное сказание.
Надо выписать цитаты.2. Юрий Слепухин - Киммерийское Лето3. Виктор Розов - В День Свадьбы4. Patrick Ness - A Monster Calls5. О. Громыко - Космоэколухи6. J. K. Rowling - Harry Potter and the Philosopher's Stone7. Alida Bremer - Olivas Garten (аудиоспектакль)7. Alida Bremer - Olivas Garten (аудиоспектакль)
В моем чудесном приложении Podcast Addict можно слушать почти все, в том числе радиоспектакли WDR (западно-немецкого радио) на языке оригинала. В большинстве своем это криминалные детективы или истории про скалолазов с тревожной музыкой, которые я не могу слушать на ночь, потому что сижу потом в кровати и грызу подушку от саспенса, но как-то мне попалась эта ностальгическая аудио-постановка "Сад Оливы", и я провела с ней несколько чудесных часов перед сном. История эта рассказывает про давно живущую в Германии хорватку Алиду, которой достается в наследство бабушкин старый сад на побережье Хорватии, и которая отправляется из благополучного дождливого Гамбурга на родину, чтобы наследство оформить, а заодно погрузиться с головой в историю семьи, бюрократические проволочки и бурное национальное прошлое славной Югославии.
Потому что, как оказывается по приезду, чтобы окончательно получить сад во владение Алиды, нужно предоставить несговорчивым бюрократам свидетельства о смерти каждого из возможных наследников, включая двоюродных дядюшек, пропавших во время войны, вывезенных в эвакуацию племянников, ушедших в партизаны и разведенных по разным уголкам страны и мира родственников. Так героиня начинает распутывать по ниточке каждую из их судеб - трагических, оборвавшихся слишком рано, трогательных и смешных. И в каждой их них находит отражение главная история, - история самой оставившей наследство бабушки, Оливы, потерявшей в войну мать, брата и мужа, угнанную немцами в лагерь, разлученную с детьми и вернувшуюся из Белграда пешком обратно в Хорватию, чтобы начать жизнь заново, воссоединиться с дочерьми и вырастить сад, где будут расти мелисса и мята, и плодоносить оливы.
То, что автора радио-пьесы (или сценария, как это называется?) тоже зовут Алида, наводит на мысли о том, что по крайней мере какая-то часть истории основана на реальных событиях, ну и в принципе это меня не слишком удивляет, - любая семейная история хранит подчас такие повороты и совпадения, что вздумай их кто записать, его тут же обвинят в попытке собрать все жанры под одной обложкой. А ведь даже самые невероятные вещи подчас с кем-то случаются.
Одна из больше всего понравившихся мне находок спектакля (ну или я не знаю, может быть, все радио-спектакли так сделаны, и это не находка вовсе, а черта жанра?) - это сменяющиеся попеременно типы повествования, - то диалоги Алиды и ее тетушек/серьезного мужа-немца/ тянущих резину чиновников под звон вилок и бокалов, - то рефлексивные монологи Оливы с шумом волн и шелестом оливковых листьев на заднем плане.
Я на самом деле не очень знаю, зачем пишу длинные отзывы на недоступные не-немецкоязычной публике фильмы/книги/радио-спектакли, но может именно потому, что они мало кому знакомы, я чувствую потребность о них рассказать. Из маленькой, казалось бы, двухчасовой записи можно узнать об истории Югославии и Австрии, современной Хорватии, Италии и Словении. А еще - услышать и узнать множество деталей, семейных анекдотов, неуловимо напоминающих наши, - ну потому что все мы похожи, в конце концов. 8. Эрленд Лу - Наивно. Супер.8. Эрленд Лу - Наивно. Супер.
Очень простая, очень добрая книга. Как будто наивная, - но на самом деле просто свободная от шелухи слов, разложенная, как конструктор. на простейшие кубики, самые простые, самые важные вещи. Деревья. Вода. Девушки. Лица. Время. Смысл.
«Мне нравится видеть, как много есть людей, кроме меня. Что их так много других. Я испытываю к ним нежность. Большинство ведь стараются как могут. Я тоже стараюсь как могу.»9. Jostein Gaarder - Sophies Welt2. Jostein Gaarder - Sophies Welt
Для меня Юстейн Гаардер - всегда большой проект, не в первую очередь из-за объема: перевод с норвежского на немецкий (не знаю, так ли это, но мне кажется перевод на близкие языки должен быть точнее), и философская составляющая. "Мир Софи" - это история мировой философии, рассказанная маленькой девочке в письмах, Улисс среди янг-эдалта, и как минимум один из лонг-ридов этого года. Посмотрим, за сколько я справлюсь.10. Андрей Жвалевский, Евгения Пастернак - Открытый финал10. Андрей Жвалевский, Евгения Пастернак - Открытый финал
Янг-эдалт, как известно, - верное лекарство от простуды, а тут еще и янг-эдалт русский, да еще и про танцы - в общем, одна из лучших комбинаций. Герои здесь танцуют бальные танцы, о которых я знаю только понаслышке, но некоторые вещи правильны для всех парных танцев: о ведении, о динамике пары, о напряжении-натяжении-пружине между партнерами, о том, что техника - важный, но не главный аспект танца, и что танец - это почти всегда о мужчине и женщине, о диалоге и борьбе, об игре и понимании. О том, что самые лучшие свои танцы ты не помнишь, потому что горишь ими насквозь и навылет, глаза в глаза, и тут уже совсем неважно, смотрит кто-то со стороны или нет. О том, что в танце невозможно друг другу соврать.
И пусть историй по сути несколько, и повесть от этого кажется подчас отрывочной, перепрыгивающей с одного ритма на другой (из румбы в фокстрот, оттуда в венский вальс и еще куда-то), впечатление все равно волшебным образом не смазывается. Герои в книге, конечно, подростки, со своими гормональными взрывами и непременным максимализмом, но вот проблемы перед ними стоят подчас совсем взрослые. И не случайно появляется в тексте тема "информационной войны" - войны со слухами, с недопониманиями, с опасной жизнью собственных сгоряча брошенных слов. Каждый из старшеклассников-бальников (а в центре повествования три пары) раскрывается через отношение и роль в этой войне, через попытки все исправить, дотянуться и объяснить, через конфликты с родителями, показанными тоже максимально объективно, даже критично. Тут и гиперопека, и неадекватная истерия, и стремление забросать грязью любого, кто покажется опасным для любимого чада. Прямо скажем, не самая добрая реальность описана (но на то она и реальность).
Главных героев в книги двое по сути, и при этом о них же авторы никогда не говорят от первого лица. Герои эти - сам танец, живущий по своим первобытным законам (где на паркете двое, и один ведет другого в повороты и поддержки), - и связывающий все пять частей персонаж тренера Егорова, - жесткого и подчас откровенно неприятного человека, тем не менее, умеющего делать танцоров из подростков.
Мне показалось немного обидным, что самому Егорову не дали "слова", но книга-то в конце концов подростковая.
Хорошая книга.11. Bill Bryson - A Short History of Nearly Everything12. Роман Савин - Тестирование Дот Ком13. Haruki Murakami - Norwegian Wood14. Дина Рубина - На солнечной стороне улицыПримерный план:
- Туве Янссон - Путешествие Налегке
- Madeleine Thien - Do not say we have nothing
- Elena Ferrante - My Brilliant Friend
- Stephen Fry - The Stars' Tennis Balls
- John Green - Paper Towns (audio?)
- В. Конен - Пути американской музыки
- Дина Рубина - что-нибудь
- E.M. Remarque - Drei Kameraden
- Zadie Smith - Swing Time
- Michael Cunningham - Home at the End of the World
- Hanya Yanagihara - A Little Life- Donna Tartt - The Goldfinch
- Harald Martenstein - Nettsein ist auch keine Lösung
я бы не тратила время (уворачивается от топочков) xD
Умница Мэри Д., я у него "Часы" и "Плоть и Кровь" читала, теперь вот хочу "Дом" попробовать)
robert ross, а почему? я очень люблю Тартт
у Каннингема, кстати, оч рекомендую By Nightfall. если есть интерес к современному искусству особенно
Обязательно напишу о впечатлениях, когда прочитаю